От автора

— Здравствуй, Давид! Как поживаешь? — раздался втрубке голос Ирины, моей хорошей знакомой. Обрадовавшись ее звонку, я сразу засыпал ее обычными в таких случаях
вопросами. Однако оказалось, что хвастаться ей особенно нечем. На мой вопрос: "Что у тебя хорошего?" она сначала замялась, а потом ее как прорвало:
— Что может быть хорошего в этой стране?! Сам прекрасно понимаешь, как трудно стало жить, кругом одни жулики. Вот, например, мой шеф в турагентстве. Бывший, слава Богу, шеф... Нагреб денег и сбежал. А нас три месяца все "завтраками" кормил и зарплату не платил. Все так обставил, что подать на него в суд — себе дороже. И вот теперь не знаю, что и делать. Обзваниваю, как говорится, всю свою записную книжку. Объявления уже в газету давала на последние копейки, на биржу труда ходила, в фирмы по трудоустройству резюме отнесла. Да только без толку. На бирже труда предлагают какуюто чепуху, а фирмачи:
"Мы вам позвоним, — говорят, — ждите". "А сколько ждать то?" — спрашиваю. "Ну, в течение полугода мы для вас чтони будь подберем". Ты представляешь?! Полгода ждать. А мою
Аннушку я чем кормить буду? Слава Богу, пока хоть пособие на бирже труда платят. Но это ведь, сам знаешь — гроши...
— Слушай, Давид, знакомых у тебя масса, может, пристроишь меня куданибудь? Конечно, в моем положении ставить какието условия неудобно, но прошу — обычную работу, нор
мальную. Ты знаешь, как я тебя уважаю, и тебя, и твои страховки, все то, чем ты занимаешься, все эти твои пирамиды, сети, паутины, весь этот "гребалайф", как я его называю. Но, извини,
это — не для меня. Послушай, какое объявление я дала...
Этот свой монолог Ирина произнесла залпом, не дав мне вставить ни слова. В трубке раздалось шуршание, и она снова затараторила:
"Девушка 35 лет с высшим экономическим образовани
ем ищет работу. Английский, компьютер — свободно. Имею опыт работы секретаремреферентом. Предполагаемая зарплата — от $300. Интим и гербалайф не предлагать".  Секунду помолчав, она продолжила.  Ну, что скажешь?..
Я пообещал сделать все, что в моих силах. Моими стараниями у этой грустной истории про негодяя начальника и обманутую подчиненную получился вполне традиционный "хэппи энд": я устроил Иру секретаремреферентом в фирму моего знакомого. Но после того, как все благо
получно завершилось, я задумался. И задумался очень серьезно. Настолько серьезно, что сказал себе:
— Давид, ты помог своей знакомой. Сделал для нее имен но то, что ей, по ее мнению, было нужно, помог человеку именно так, как ему того хотелось. Но ведь ты мог сделать для
нее гораздо больше.
Впервые в жизни мне стало не по себе. Помочьто я помог, но мне самому в буквальном смысле слова плохо было от того, что я для нее сделал. Ведь с мая 1993 года, после того, как я познакомился с сетевым маркетингом, я обычно старался действовать по известной китайской пословице:
"Хочешь помочь голодному — не давай ему рыбы, а дай удоч
ку и научи ловить рыбу".
Почему я не дал ей удочку? Да что там — удочку! Ведь я мог дать ей спиннинг, спиннинг самой последней конструкции!
С точки зрения банального здравого смысла, когда ни о каких удочках не задумываешься, все вроде бы в порядке:
Ирина стала получать зарплату, которая казалась ей сказочно большой. Но ведь стоит хозяину фирмы "закрыть лавочку", как она снова окажется не у дел. Ведь сама она не умеет
"ловить рыбу". Вполне вероятно, что через некоторое время ей снова придется "продавать себя", давая объявления. В них, правда, придется заменить первую фразу: "Девушка 36
лет...".
Я так и представлял себе, как Ирина звонит мне и говорит:
— ... конечно, в моем положении ставить какието условия... работа обычная, нормальная. Ты знаешь, как я тебя уважаю — тебя и твои страховки ... все эти твои пирамиды, аферы, сети,
паутины, весь этот "гребалайф" ... но, извини, это — не для меня!..
Фантастическая логика. Ирина меня уважает, но все, чем я занимаюсь — афера, и, естественно, как порядочный человек, она этим заниматься не может. Ура! Я  уважаемый аферист, а она — неуважаемая, но честная. Возникает вопрос: почему она, честная, уважает меня, нечестного? И
что самое интересное: найти ей порядочную, нормальную работу секретаряреферента она просит афериста!
Наверное, все дело в том, что Давид Кардава — не совсем русский, а вернее — совсем не русский, и поэтому никак не может уловить связь между гербалайфом и интимом. Что между ними общего? Какой такой интим присутствует в работе консультанта сетевой компании? Должность секретаряреферента, помоему, к пресловутому интиму гораздо ближе, чем деятельность дистрибьютора "Гербалайфа".
Да, я не русский и расписываюсь в своем полном непонимании логики русского, а вернее — бывшего советского человека. Мне абсолютно непонятно, почему в России буквально
шарахаются от "Гербалайфа" и всего, что хоть отдаленно его напоминает. Попытаемся разобраться, откуда такая неприязнь?
Может, сам продукт под названием "Гербалайф" — плохой, некачественный, представляет угрозу здоровью людей?
Но тогда почему об этом не говорят и не пишут? А может, смущает агрессивный стиль работы некоторых распространителей продукта? Признаюсь, мне самому не нравятся нахрапистые люди, по которым ясно видно, что они тебя "окучивают". Но ведь неделикатных, агрессивных и просто непрофессиональных людей хватает везде: хотя бы в той же государственной торговле. Почему же мы не сомневаемся в целесообразости торговли вообще?
Аа, понял: бывшему советскому человеку просто не нравится такая система продажи, как сетевой маркетинг. Почему? Он просто не привык к. ней. Не привык? Да советский
человек живет по системе, которую предлагает сетевой маркетинг — я это докажу в этой и следующих своих книгах! Причина же отторжения — в том, что люди эту систему просто не
узнают. Если они и привыкли к чемуто — то, скорее, к тому, что все их отношения в психологическом, социальном, политическом и экономическом планах бытия завуалированы,
замаскированы. Бывший советский человек не привык к открытости, демонстрации своих целей и потому подозрительно относится к каждому, кто не скрывает: да, я хочу заработать денег; да, я хочу сделать карьеру; да, я хочу жить обеспеченно и достойно, но хочу прийти к этому красиво; да, наконец, я хочу жить хорошо и хочу этого добиться не в ущерб дру
гим. За каждым таким искренним заявлением нам видится подвох, мы слишком привыкли быть обманутыми, мы устали от этого.
Поэтому все, что хоть чемто напоминает нам наши страхи, включается в понятие "плохое", то есть — чужое, непонятное...
Да, нам чужды и непонятны эти люди, которые, нацепив значки, останавливают нас в метро и на улице, зазывают на свои умопомрачительные презентации. Это же надо такое придумать! Тут не знаешь, как концы с концами свести, а они улыбками светятся: станьте, говорят, хозяевами своей жизни.
Да, они сами только вчера стали в своей собственной жизни хозяйничать, и улыбка для них, как передник, а значок — как колпак. Да они такие же, как и мы — вчера они были такими
же жалкими, затурканными, растерянными, как мы сегодня...
Стоп. Здесь я, пожалуй, остановлюсь и перестану вживаться в логику повседневного здравого смысла.
Подведем черту. Продукт нам не нравится? Нет, не о нем речь. Система продажи товаров и услуг не устраивает? Но мы о ней ничего не знаем! Мы судим не по корешкам, а по вершкам — по тем новичкамсетевикам, которые еще вчера были такими же, как и мы, неосведомленными людьми. Но они достойны уважения хотя бы потому, что сделали первый шаг, они хотя бы попытались превратить наше "сегодня" в свое "вчера". Они только учатся ходить — как начинает подниматься с четверенек маленький ребенок. И если малыш своим упрямством в преодолении неудач нас только радует, то взрослый человек — раздражает. При условии, конечно, что мы забыли о том, что самито еще передвигаемся на четвереньках... Конечно, у нашей забывчивости о своем собственном незавидном положении есть оправдание: ведь даже те, кто в центрах по обучению принципам сетевого маркетинга учат новичков тому, как "подняться с коленок", недостаточно осведомлены о системе, в которой работают. Вопервых, центров таких очень мало. Вовторых, большинство из них настолько американизированы, то есть не адаптированы к нашей психологии, мышлению, что у бывшего советского человека подобное обучение ничего, кроме вполне закономерного чувства неприязни, не вызывает. О презентациях же некоторых сетевых компаний, во время которых зрителей просто психологи
чески насилуют, пытаясь превратить их в клиентов и тем самым заработать свои комиссионные, я вообще лучше помолчу. Заманить потенциального клиента на презентацию
любыми путями — вот основная задача начинающего дистрибьютора в таких компаниях. А дальше, как говорится, дело техники. На сцену выходит супердистрибьютор, или суперэк
зекьютив, или суперпупермиллионер, который, естественно, на себе испытал действие данного продукта, благодаря чему и снизил свой вес со 126 кг до 83 кг, и который... и т.д. и т.п.
Как тут не вспомнить слова из песни гениального Галича: "...я псих, ты псих, а кто не псих?.."
Дорогой читатель, я прекрасно знаю, о чем хотел рассказать в этой книге. Но сейчас, пытаясь проанализировать причины отторжения сетевого маркетинга с точки зрения обычного здравого смысла, я в растерянности. Просто я вспомнил себя, того Давида, который много лет назад думал так же, как и вы. Вспомнил, как трудно мне было расстаться со своей привычкой думать именно так. Вспомнил, сколько неудач мне пришлось испытать, сколько счастливых людей, за
которыми удача следовала по пятам как приклеенная, нужно было мне встретить, чтобы понять: все, что у меня есть — это мой взгляд на вещи. И уж егото я в силах изменить.
Многое в нашей жизни зависит от того, как мы смотрим на мир. Фокус зрения фиксирует наше мышление на определенных привычках, шаблонах поведения. А поведение, в свою очередь, "притягивает" соответствующее отношение к нам...
Помните библейское — и воздается вам по вере вашей?
Так вот, человек — это магнит, заряженный энергией, которая притягивает те вещи, которые он видит.

Дорогой читатель, что видите вы?
Многие сегодня огульно критикуют то прошлое, то настоящее, и при этом, соответственно, рисуют в черном цвете будущее. Критика эта скорее разрушительная, чем созидательная. Ругают всё. А взамен?...
Большая часть того, что предлагают эти "критики", — в лучшем случае лишь плохой слепок с американской модели.
Нам навязывают новые ценности, новую психологию или философию, новые термины, выражения, новые способы достижения благосостояния, которые один к одному дублиру
ют американские аналоги.
Но ведь так нельзя! Нужно учитывать наши многовековые традиции — семейные, культурные. У нас другой интеллектуальный почерк. Совершенно другой.
Можем ли мы улыбаться поамерикански?..
Сначала ответим на вопрос: что такое традиционный американский "чиииз"?
Американцам, когда они начинали строить свою Америку, было не до улыбок. Они хотели построить новое государство. А для этого создали конституцию, законы, которые помогали и до сих пор помогают этому государству расти и развиваться, поднимать его величие. Именно эти законы создали трудолюбивых, целеустремленных, ориентированных на
успех людей. И результатом стали передовые технологии, быстрое воплощение этих технологий в конкретные товары и услуги. Произведенное, естественно, нужно было донести до
покупателя. А сделать это, пусть и с умным, но угрюмым выражением лица, едва ли возможно. И серьезной Америке пришлось начать улыбаться. Так родился "чиииз" — легендарная
американская улыбка.
Но скажите, пожалуйста, можем ли МЫ улыбаться по американски? Вы представляете себе поамерикански улыбающегося грузина? А узбека? Да, наконец, русского? У нас ведь до сих пор не было того, из чего "вырос" американский "чиииз".
Слепое копирование всего приплывающего к нам из-за океана приводит вот к чему: мозги — советские, мышление — американизированное, одежда — итальянская, жестикуляция — бандитская, язык — смесь английского с нижегородским, взгляд — в никуда, выражение лица — непонятное, душа русская, грузинская, еврейская, украинская... И все это венчает
почти американская улыбка.
Смешно?
А мне грустно.
Зачем ввозить американскую землю, чтобы выращивать на ней американские деревья? Согласитесь, это абсурд. Но посмотрите, именно это сейчас происходит: с другого конти
нента везут землю сюда, к нам (я имею в виду территорию бывшего Советского Союза), чтобы вырастить на ней американские же деревья.
А у нас ведь есть своя земля. И если "у них" есть замечательные деревья, то нужно просто пересадить их на нашу почву. Пусть заокеанские гости приживутся, пустят корни, расцветут и дадут плоды. Ведь, по сути дела, это прекрасные растения, и с них можно собрать замечательный урожай.
И к тому времени, когда у ассимилировавшихся гостей
появятся плоды, они, эти гости, не будут иностранцами. Это
будут уже наши деревья.
Подумав так, я сказал себе:
— Все, Давид. ХВАТИТ. Нужно написать книгу. Вряд ли кого можно убедить одними байками про удочки, рыбаков и сыыыр.
Пусть каждый читатель сам разберется, что он думает, что пишет или говорит, как действует и что в итоге имеет. А если ктото не совсем доволен своими результатами в жизни,
то проблемы пусть ищет в этой логической цепочке. "Господи! Дай мне силы разобраться в самом себе, а с другими я сам разберусь", — гласит грузинская народная мудрость. И если это выражение вам по душе и по уму, то — вперед, читайте книгу дальше.